МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ДЕНЬ И НОЧЬ»
Кныш Оксана Ивановна,
педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж 28 лет, Государственное учреждение дополнительного образования «Клецкий центр детского творчества»
Цель: создать условия для профессионального и личностного развития педагога средствами овладения приемами изготовления куклы День и Ночь.
Задачи:
-знакомство с историей и разнообразием народных текстильных кукол;
-приобретение практических навыков для изготовления куклы День и Ночь;
-развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Участники:
Педагоги, имеющие определенный опыт. Количество – не более 15 человек, оптимальное количество – 6-8 человек.
Теоретическая часть (тезисы):
мастер-класс предполагает знакомство с историей и разнообразием народных текстильных кукол (просмотр презентации «Народные текстильные куклы»), знакомство с выставкой кукол в кабинете, показ образца готового изделия и изготовление куклы.
Прогнозируемая результативность.
После посещения мастер-класса гости должны:
- познакомиться с историей и разнообразием народных текстильных кукол;
- овладеть технологией изготовления узелковых кукол;
- изготовить куклу-оберег День и Ночь для дома.
Оборудование и раздаточный материал: народные текстильные куклы, презентация «Народные текстильные куклы», ткань белая и темная, синтепон, нитки красного цвета, ножницы, технологическая карта по изготовлению куклы День и Ночь.
Структура мастер-класса
Основной этап:
Приём гостей. Представление педагога.
Поэтапное изложение материала
Уважаемые гости!
Одной из первых игрушек, которую создал человек, была кукла. История появления куклы уходит корнями в глубокую древность. Первое
ее предназначение было связано с религией. Кукла – изначально была неким сакральным предметом, берегла человека и его жилище, защищала от болезней, несчастий, злых духов, ее так и называли: оберег или берегиня. С самыми первыми куклами никто не играл, кроме того, к ним относились с чувством уважения. Кукол изготавливали из природных материалов, вкладывая в них душу и надежду. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась
по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу.
В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались
в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини
и поэтому прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину
и напоминает о доме, очаге.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило,
не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил,
а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
(Просмотр презентации «Народные текстильные куклы»).
Организационная деятельность
- А сейчас мы приступим к изготовлению куклы-оберега День и Ночь. Изготавливается они на основе узелковой куклы.
День и Ночь оберег жилища, (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь.
Задача у этого талисмана была не из простых. Его дневная часть должна была следить за всем, что делается в доме, помогая своим хозяевам в этом. Кроме того, амулет отгонял от жилья зло – не пускал на порог недобрых людей, отваживал нечисть. Та сторона ляльки, что символизировала ночь, занималась другими делами – следила за сном, помогала домочадцам просыпаться здоровыми, полными сил.
Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Для работы нам понадобятся: ткань белая и темная, синтепон, нитки красного цвета, ножницы.
Если при работе возникнут трудности, можно обратиться
к технологической карте.
- Начнем делать куклу с ее ночной части. Для этого возьмите кусок темной ткани, разложите его на ровной поверхности и расправьте.
- Теперь находим середину, для этого нужно сложить ткань по сторонам или по диагонали поочередно 2 раза.
- Найдя центр, берем синтепон и укладываем точно в середину куска ткани с изнаночной стороны.
- Положив синтепон, плотно обхватываем его с лицевой стороны большим и указательным пальцами одной руки в виде кольца. Расправляем складочки, выравниваем уголки ткани и перехватываем голову двумя пальцами под шею. Берем красную нить и плотно перевязываем ею ткань под головой, стягивая ее как можно туже.
- Концы ниток не обрезайте коротко, оставляйте примерно 8-10 см, они нам еще понадобятся. После этого возьмите ткань за уголки и расправьте нашу куклу.
- Начинаем делать ручки. Для этого подгибаем ткань внутрь несколько раз с каждой стороны. Перевязываем кисть красной ниткой. Завязываем тугой узел на руке, отступив 8-10 мм. Делаем вторую ручку таким же способом. Обращайте внимание на длину рук – она должна быть одинаковой.
- На этом ночная кукла почти готова. Изготавливаем ей дневную сестренку, стараясь в точности соблюдать размеры.
- Теперь у вас есть две одинаковых куклы – светлая и темная. Их надо объединить друг с другом. Для этого используем красную нить. Крепим сзади к шее.
- Осталась последняя деталь – делаем куклам налобную повязку, одновременно закрепляя шнурок на затылке. Перетягиваем голову красной ниткой, захватывая сзади шнурок.
Теперь нужно найти ей подходящее место в доме. У вашего оберега должен быть хороший обзор, но она сама не должна явно привлекать внимание. Не располагайте обереги среди бытовых мелочей. Выделите кукле персональное место, обустройте его так, что бы ей было там удобно – она не должна постоянно падать и сваливаться. И самое главное – общайтесь с ней. Желая кукле ежедневно доброго утра и спокойной ночи, вы то же самое получите и ответ.
На этом наш мастер-класс закончен. Спасибо за внимание и вашу работу.
Рефлексия.
Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что процесс изготовления куклы День и Ночь доставил вам удовольствие и вы получили положительные эмоции от своей работы. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу.